Канал магии и эзотерики
Эзотерика для начинающих

Теория перехода в 5 измерение

 

Основы живого питания

Статистика сайта


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Flag Counter

195085592

Тонкая Вселенная вместе с ее неотъемлемой частью – человеческой психикой, – как и Вселенная материальная, вовлечены в непрерывный эволюционный процесс – процесс созидания и становления. Только с такой точки зрения и можно рассматривать Вселенную и человека, если мы хотим не погрешить против истины.

Однако ни мифология, ни классическая наука не эволюционны по своей сути. Они ориентированы, скорее, на стабильность, стационарность, «фундаментальные константы» и «вечные истины», – которых, как нам теперь становится понятно, не существует в природе. Изучением эволюционных процессов в психике человека занимается сравнительно молодая наука, – психология развития, начало которой положил своими трудами по когнитивной психологии развития Жан Пиаже [16].

Интегральная карта AQAL Кена Уилбера

Очень хорошую интегральную эволюционную модель человеческой психики, культуры и социума дал американский философ Кен Уилбер [17,18], назвав ее «интегральной картой AQAL» (Все Квадранты, Все Уровни). Эта модель представляет собой универсальную карту эволюции.

В модели AQAL сведены воедино пять основных параметров, характеризующих все без исключения психические («тонкие», энерго-информационные) процессы во Вселенной, – и, в частности, в человеческой психике, культуре и социуме.

Интегральная карта AQAL

Эволюционные стадии развития.

Давно замечено, что развитие любого эволюционирующего объекта или субъекта, в том числе и человека, происходит не равномерно и плавно, а скачками, дискретно. Такая квантовая, по сути, ситуация позволяет вполне осмысленно говорить об устойчивых стадиях эволюционного развития.

Суть скачкообразного развития состоит в том, что в течение некоторого времени идет количественное накопление необходимого потенциала, а затем практически мгновенно происходит качественный прорыв и подъем на новую ступень. Такого рода процессы на философском уровне исследует диалектика; в природе за них отвечает диалектический архетип.

При этом важно, что новая ступень развития не зачеркивает предыдущую, а впитывает, включает ее в свое содержание, преодолевая ее существенные ограничения и противоречия, казавшиеся неразрешимыми на предыдущем уровне. Такое развитие называется холархическим; все эволюционные процессы во Вселенной подчиняются холархическому закону.

Можно привести весьма наглядные примеры: живая клетка холархически включается в целостный организм; семья – ячейка общества; старая научная теория включается в новую, как частный случай; духовные потребности подчиняют себе, но отнюдь не отменяют телесных, и т.д.

Если взглянуть на процесс скачкообразной эволюции более подробно, то выяснится, что каждая ступень разбивается на две подступени. На первой происходит отрицание прежнего уровня развития, – для человека это означает состояние экзистенциального кризиса. На второй подступени прежний уровень превосходится и холархически включается (интегрируется) в новую стадию все более широкого охвата: кризис диалектически разрешается.

Жан Гебсер (Jean Gebser), знаменитый антрополог, говорит о пяти стадиях развития человеческого общества и личности: архаической, магической, мифической, рациональной и интегральной. В модели AQAL рассматриваются, как правило, 8-10 стадий развития исследуемой системы. Менее подробное деление выглядит слишком схематично, а более подробное, напротив, хаотично.

Основным стадиям развития сопоставлены так называемые цвета Уилбера.

Линии развития

Каждый из нас в той или иной мере развит неравномерно, не гармонично, что само по себе вовсе не плохо, так как свидетельствует о различных уникальных способностях данного человека. Говоря о развитии человеческой личности, нужно иметь в виду, что оно происходит не тотально, а, так сказать, вразнобой по нескольким основным линиям: когнитивной, кинестетической, эмоциональной, психосексуальной, этической, ценностной, коммуникативной (межличностной), эстетической, линии потребностей, линии самоотождествления (Эго) и т.д.

В принципе, можно говорить о «самости» человека как о некой интегральной характеристике его личности и о стадиях ее развития.

Последовательные стадии развития нельзя пропустить, перескочить ни на одной из линий развития, но можно значительно ускорить их прохождение, используя различные техники интегрального личностного роста.

Получить представление о стадиях развития человека по нескольким основным линиям позволяет психограмма – формальный диагностический метод, разработанный психологией развития.

Секторы

Огромным достижением Уилбера явилось введение в модель AQAL четырех секторов – аспектов всего сущего во Вселенной: внешняя (материальная) сторона субъекта или объекта, внутренняя (психическая) сторона субъекта или объекта, внутренняя (культурная) сторона коллектива, внешняя (социальная) сторона коллектива. Биология – психика – культура – социум. Наука – личность – искусство – мораль. Или на языке местоимений: «это» (или «оно») – «я» – «мы» – «они». Каждый эволюционирующий объект во Вселенной имеет аспекты во всех четырех секторах.

Иногда вместо четырех секторов изображаются три, в соответствии с тремя формами личного местоимения: я – мы – они. Или, что то же самое: самость, культура и природа. Или, говоря образным языком, Красота – Добро – Истина. Это – не что иное, как основные измерения реальности, идет ли речь о трех секторах или о четырех.

Сводя воедино секторы, стадии и линии развития, приходим к схеме, приведенной в [17,18]:

Секторы, стадии и линии развития

Или в применении к человеку и человеческому обществу:

Секторы, стадии и линии развития

Но это еще не все. В модели AQAL учитываются также следующие параметры человеческой реальности:

Состояния сознания

Всем знакомы три основных состояния сознания: бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон без сновидений. Кроме них, можно выделить такие состояния сознания, как медитация (с формой, без формы и динамическая), глубокая концентрация, «тонкий сон», осознанное сновидение, «видение», транс, гипнотический сон, различные состояния опьянения, пограничные состояния и т.д. Сознательное управление состоянием сознания (своим собственным или чужим) – большое искусство; в архаическом шаманизме оно достигается при помощи различных психоактивных веществ, в психотерапии – посредством различных вербальных и невербальных техник, в современной магии – тренировкой воли, намерения и внимания.

Спонтанные и целенаправленные изменения сознания частично связаны с активацией тех или иных тонких тел человека. Однако у некоторых состояний сознания существуют свои собственные тела; так, Кастанеда говорит о теле сновидения, в котором сновидящий совершает свои путешествия, и о «двойнике» – энерго-информационной проекции человека в физическом пространстве. Аналогично, традиционный оккультизм вводит понятие астральной проекции, в которой оператор совершает астральные путешествия.

Нужно отметить, что состояние сознания – понятие нелинейное. Буддийские источники и мой личный опыт позволяют высказать предположение, что в человеческой психике идут одновременно и не затухая два (как минимум) независимых процесса, которые можно было бы назвать «дневным» и «ночным» потоками сознания. Первому соответствует состояние бодрствования, второму – состояние сновидения. (Весьма вероятно, что параллельно идет и третий процесс, соответствующий состоянию глубокого сна без сновидений, но этот процесс чрезвычайно сложно различить на фоне первых двух.) Переключение сознания между этими процессами состоит в переключении внимания, иными словами – в соответствующем перемещении точки сборки. Однако возможны состояния сознания, когда явственно различимы оба отмеченных процесса: потоки «дневного» и «ночного» сознания. При этом внимание совершает кратковременные переходы от одного к другому и обратно: довольно неприятное, но чрезвычайно интересное для исследователя состояние.

Психологический и гендерный типы

Психологический тип, к которому относится данная человеческая особь (согласно типологии, разработанной Карлом Густавом Юнгом [20], или в модели четырех темпераментов, или, скажем, в смысле эннеаграммы [21]), а также гендерный тип (половая принадлежность, дихотомия «мужественность-женственность»), тоже должны учитываться в универсальной модели развития, поскольку они оказывают существенное влияние на процессы развития любой конкретной системы. Эти типологии работают на каждом уровне и на каждой линии развития во всех четырех секторах, что нетрудно показать на примерах.

Таким образом, модель AQAL – это, в буквальном смысле, «all quadrants, all levels, all lines, all states, all types» – «все секторы, все уровни, все линии, все состояния, все типы». Более полной картой эволюционирующей реальности мы на сегодняшний день не располагаем.

 

Автор статьи: Алексей Рябов

В статье использованы работы Кена Уилбера, Сюзанны Кук-Гройтер, Абрахама Маслоу, Авессалома Подводного и Марка Пальчика.

Подписка на новости

Введите ваш e-mail

Сервис от FeedBurner


banner
Эзотерика для начинающих

Кто и зачем может учиться магии? Магия наука, искусство или религия?

 

Беседы о Магии проводятся каждый четверг в 22-30.

Вход здесь

Смотрите записи
Бесед о Магии

Здесь

Талисманы и артефакты

Талисманы и артефакты

Каждый четверг в Европейской школе магии "Sphinx Vision" открытые беседы о Магии.

Вход здесь

Copyright © 2015. All Rights Reserved.