Канал магии и эзотерики
Эзотерика для начинающих

Теория перехода в 5 измерение

 

Основы живого питания

Статистика сайта


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Flag Counter

195085592

Автор: Терентий Смирнов 

 

До­на­уч­ный пе­ри­од ин­те­ре­са че­ло­ве­ка к сно­ви­де­ни­ям име­ет дли­тель­ную ис­то­рию. Соб­ст­вен­но,  сколь­ко пре­бы­ва­ет на­ша ци­ви­ли­за­ция на зем­ле, столь­ко и су­ще­ст­ву­ет этот ин­те­рес. Од­на­ко сно­вид­ная те­ма­ти­ка это­го дол­го­го ис­то­ри­че­ско­го эта­па оку­та­на пе­ле­ной тай­ны и мис­ти­ки. Она в боль­шей сте­пе­ни свя­за­на с суе­ве­рия­ми, при­ме­та­ми, язы­че­ски­ми и ре­ли­ги­оз­ны­ми куль­та­ми, ве­рой в ду­хов, бо­же­ст­вен­ные от­кро­ве­ния и со­об­ще­ния умер­ших пред­ков с «то­го све­та».8942

Как по­ка­зы­ва­ют со­вре­мен­ные ис­сле­до­ва­ния, у так на­зы­вае­мых при­ми­тив­ных, пер­во­быт­ных на­ро­дов и со­об­ществ со­дер­жа­ние сно­ви­де­ний име­ло и име­ет пер­во­сте­пен­ную важ­ность и слу­жит ос­но­во­по­ла­гаю­щим ори­ен­ти­ром в по­ве­де­нии, от­но­ше­нии с при­ро­дой и ме­ж­ду людь­ми, в по­все­днев­ной тру­до­вой дея­тель­но­сти (охо­та, ры­бал­ка, вы­бор мес­та жи­лья и т. д.). Ис­сле­до­ва­ния древ­них еги­пет­ских, ти­бет­ских, ин­дий­ских, ки­тай­ских куль­тов, ми­фов, а так­же со­вре­мен­ных бы­то­вых ус­ло­вий жиз­ни ин­дей­ских пле­мён, та­ких, на­при­мер, как Аг­ва­ру­на (сев. Пе­ру), Ашан­ти (центр, обл. Га­ны), Бер­ти (Су­дан), Ву­ду (Ка­ри­бы), Зу­лу (юг Аф­ри­ки), се­нои (Ма­лай­зия), ин­дей­цев на­ва­хо, юма, иро­ке­зы (Аме­ри­ка), ко­рен­ных ша­ман­ских по­се­ле­ний Азии, Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка — по­зво­ля­ют обоб­щить столь раз­но­об­раз­ный кол­лек­тив­ный опыт все­го лишь в од­ну фор­му­ли­ров­ку:

В сно­ви­де­ни­ях ду­ша че­ло­ве­ка по­ки­да­ет те­ло и пу­те­ше­ст­ву­ет в не­ком не­ма­те­ри­аль­ном про­стран­ст­ве. Она мо­жет встре­чать­ся с ду­ша­ми дру­гих лю­дей, а так­же по­лу­чать ин­фор­ма­цию и при­ни­мать опыт от умер­ших пред­ков, ге­ро­ев и ду­хов… Для не­ко­то­рых пле­мён сны пред­став­ля­ют со­бой та­кую же ре­аль­ность, как и днев­ная явь. Не сто­ит от­но­сить­ся к та­кой «тео­рии» скеп­ти­че­ски. Она за­слу­жи­ва­ет вни­ма­ния и уг­луб­лен­но­го рас­смот­ре­ния. При всей раз­но­сти куль­тур, пред­став­ле­ний о ми­ре, ус­ло­вий жиз­ни и бы­та и уров­ня раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ций — и са­мые древ­ние, и про­шлые, и со­вре­мен­ные на­род­но­сти стре­мят­ся вы­ра­зить не­кую еди­ную, кол­лек­тив­ную, все­об­щую ис­ти­ну о ми­ре и че­ло­ве­ке. Сно­ви­де­ния не­сут со­бой го­раз­до бо­лее глу­бо­кую жиз­нен­ную муд­рость и фи­ло­со­фию, чем это при­ня­то счи­тать в со­вре­мен­ной нау­ке. Да и са­мо при­ла­га­тель­ное «от­ста­лые» или «при­ми­тив­ные» на­ро­ды при­ме­ни­тель­но, ко­неч­но, не к внеш­ним дос­ти­же­ни­ям на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са, а к внут­рен­не­му ду­хов­но­му ми­ру че­ло­ве­ка, — не со­от­вет­ст­ву­ет сво­ему на­зва­нию.

Пси­хо­ло­гия, как нау­ка, за­ро­ж­да­лась в рам­ках фи­ло­со­фии. Пер­вые древ­не­гре­че­ские фи­ло­со­фы, ко­неч­но, не мог­ли обой­ти вни­ма­ни­ем та­кой пси­хи­че­ский фе­но­мен, как сно­ви­де­ния. Ари­сто­тель на­де­лял их функ­ци­ей во­об­ра­же­ния и счи­тал по­боч­ным про­дук­том пре­ды­ду­щих ощу­ще­ний. Де­мок­рит по­ла­гал, что сно­ви­де­ния — это осо­бые из­лу­че­ния, ис­хо­дя­щие ото всех лю­дей и ве­щей. Эти из­лу­че­ния спо­соб­ны про­ни­кать в те­ло и соз­на­ние спя­ще­го. Со­глас­но Пла­то­ну, био­ло­ги­че­ским оча­гом сно­ви­де­ний яв­ля­ет­ся пе­чень. А древ­не­гре­че­ский фи­ло­соф Ар­те­ми­дор из Дал­ди­са на­пи­сал ос­нов­ной труд сво­ей жиз­ни, свое­об­раз­ный сло­варь снов, в ко­то­ром от­ра­зи­лась пер­вая по­пыт­ка обоб­ще­ния и ин­тер­пре­та­ции ноч­ных об­ра­зов и си­туа­ций.

В эпо­ху ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия ос­нов­ных ми­ро­вых ре­ли­гий (буд­дизм, хри­сти­ан­ст­во, ис­лам) сно­ви­де­ния тол­ко­ва­лись и объ­яс­ня­лись в рам­ках со­от­вет­ст­вую­ще­го, кон­крет­но­го, ре­ли­ги­оз­но­го опи­са­ния ми­ра. Но по сво­ей су­ти и прин­ци­пам та­кие объ­яс­не­ния не силь­но от­ли­ча­лись от бо­лее древ­них (при­ми­тив­ных) тол­ко­ва­ний. Сме­ни­лись лишь фор­мы и на­зва­ния: во сне  ду­ша по-преж­не­му пу­те­ше­ст­ву­ет, но при­шед­шие в сно­ви­де­ние ду­хи име­ну­ют­ся бе­са­ми (в хри­сти­ан­ст­ве) или асу­ра­ми (в буд­диз­ме). Зна­чи­тель­ный ак­цент де­ла­ет­ся на от­кро­ве­ния Бо­га (или со­блаз­не­ние де­мо­на­ми). Со­глас­но ре­ли­ги­оз­но­му опи­са­нию, во сне воз­мож­но и яв­ле­ние умер­ше­го свя­то­го, ко­то­рый пе­ре­даст не­кую тай­ную ин­фор­ма­цию, от­кро­ет спя­ще­му бу­ду­щее, ока­жет по­мощь, со­об­щит о на­хо­ж­де­нии не­ко­го ста­рин­но­го куль­то­во­го пред­ме­та (ико­ны) и пр.

В рам­ках рас­ту­ще­го на­уч­но­го ма­те­риа­ли­сти­че­ско­го ми­ро­воз­зре­ния раз­лич­ные учё­ные, фи­ло­со­фы пы­та­лись да­вать сно­ви­де­ни­ям свои объ­яс­не­ния. Т. Гоббс ви­дел во снах фан­то­мы про­шлых ощу­ще­ний, об­рат­ную сто­ро­ну че­ло­ве­че­ско­го во­об­ра­же­ния. Р. Де­карт счи­тал, что это ре­зуль­тат дея­тель­но­сти ор­га­нов чувств спя­ще­го, от­ве­чаю­щие его же­ла­ни­ям. Впро­чем, се­рия ве­щих снов под­ве­ла его к мыс­ли, что в них спря­та­на бо­лее со­кро­вен­ная тай­на. И. Кант, как и Воль­тер, был сто­рон­ни­ком то­го, что сно­ви­де­ния — это бес­смыс­лен­ный пред­рас­су­док и след­ст­вие рас­стро­ен­но­го пи­ще­ва­ре­ния. Ни­кто так хо­ро­шо и точ­но не изо­бра­жал и не опи­сы­вал впе­чат­ляю­щие ноч­ные ви­де­ния (имею­щие оп­ре­де­лён­ный смысл), как лю­ди ис­кус­ст­ва: пи­са­те­ли, ху­дож­ни­ки. В это чис­ло про­сят­ся клас­си­ки рус­ской ли­те­ра­ту­ры: Лес­ков, Тол­стой, Дос­то­ев­ский, Че­хов, а так­же ис­пан­ский ху­дож­ник Саль­ва­дор Да­ли….

К на­ча­лу два­дца­то­го ве­ка на­ря­ду с от­кры­тия­ми в об­лас­ти элек­три­че­ст­ва, с раз­ви­ти­ем ес­те­ст­во­зна­ния, био­ло­гии, фи­зио­ло­гии фор­ми­ро­ва­лись фи­зио­ло­ги­че­ские мо­де­ли сно­ви­де­ний. Ве­ли­чай­шие от­кры­тия И. М. Се­че­но­ва и И. П. Пав­ло­ва в Рос­сии по­ста­ви­ли по­ни­ма­ние сно­ви­де­ний на стой­кий ма­те­риа­ли­сти­че­ский фун­да­мент. И хо­тя та­кая на­уч­ная дея­тель­ность ак­ти­ви­зи­ро­ва­ла мно­же­ст­во ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти пси­хо­ло­гии и по­слу­жи­ла соз­да­нию це­лых на­уч­ных на­прав­ле­ний, воз­ник­ла и реа­ли­зо­ва­лась опас­ность ре­дук­цио­низ­ма – све­де­ния слож­ной про­бле­мы соз­на­ния и пси­хи­че­ско­го толь­ко к фи­зио­ло­гии.

Со­глас­но Пав­ло­ву, сно­ви­де­ния — это ре­зуль­тат воз­бу­ж­дён­ных оча­гов нерв­ных кле­ток го­лов­но­го моз­га в про­цес­се тор­мо­же­ния. «Сно­ви­де­ние есть сле­до­вое и при­том боль­шей ча­стью дав­нее раз­дра­же­ние нерв­ных сле­дов». Та­кая тео­рия хоть и да­ла по­ни­ма­ние о свя­зи пси­хи­че­ско­го и со­ма­ти­че­ско­го, но яви­лась дос­та­точ­но ог­ра­ни­чен­ной и ущерб­ной, как и лю­бая дру­гая фи­зио­ло­ги­че­ская мо­дель, объ­яс­няю­щая пси­хи­ку и соз­на­ние че­ло­ве­ка ис­клю­чи­тель­но с ма­те­риа­ли­сти­че­ской по­зи­ции.

По­это­му под­лин­ной ре­во­лю­ци­ей в изу­че­нии и осоз­на­нии пси­хи­че­ско­го (как мно­го­уров­не­во­го кон­ст­рук­та) ста­ло па­рал­лель­ное ис­сле­до­ва­ние из­вест­но­го в ми­ре ос­но­во­по­лож­ни­ка пси­хо­ана­ли­за – 3иг­мун­да Фрей­да. Он пи­сал:

«Я счи­таю сво­им дол­гом зая­вить, что сно­ви­де­ния дей­ст­ви­тель­но име­ют зна­че­ние, и дей­ст­ви­тель­но воз­мо­жен на­уч­ный ме­тод их тол­ко­ва­ния» (1900г.)

Пер­вая серь­ёз­ная на­уч­ная по­пыт­ка пси­хо­ло­ги­че­ско­го, а не фи­зио­ло­ги­че­ско­го объ­яс­не­ния фе­но­ме­на сно­ви­де­ний да­ла мощ­ный тол­чок к по­ис­ку но­вых пу­тей и воз­мож­но­стей в ис­сле­до­ва­нии снов раз­ны­ми учё­ны­ми. В хо­де ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия ми­ро­во­го пси­хо­ана­ли­ти­че­ско­го дви­же­ния от­дель­ные по­ло­же­ния тео­рии 3. Фрей­да пе­ре­смат­ри­ва­лись, из­ме­ня­лись, до­пол­ня­лись. Сме­ща­лись точ­ки зре­ния и ак­цен­ты на со­от­но­ше­ния уров­ней пси­хи­че­ско­го в лич­но­сти и на по­ни­ма­ние са­мих сно­ви­де­ний. И с не­ко­то­рых пор (с се­ре­ди­ны два­дца­то­го ве­ка) сны, на­ко­нец, за­ня­ли своё дос­той­ное и вид­ное ме­сто в об­щей пси­хо­ло­ги­че­ской струк­ту­ре дру­гих мно­же­ст­вен­ных пси­хи­че­ских про­яв­ле­ний. Ни один пси­хо­ана­ли­тик (пси­хо­лог, пси­хо­те­ра­певт) те­перь не мог обой­ти вни­ма­ни­ем ни од­но из ноч­ных грёз, по­ве­дан­ных па­ци­ен­том.

Ве­ли­кие пси­хо­ана­ли­ти­ки и не­оф­рей­ди­сты Ад­лер, Фромм, Берн, Род­жерс, Мас­лоу, Перлз, Ас­сод­жо­лио вслед за Фрей­дом стре­ми­лись бо­лее ос­но­ва­тель­но рас­смот­реть тер­ри­то­рию сно­ви­де­ний — чу­жую пси­хи­че­скую ре­аль­ность. Не­оце­ни­мый вклад в по­ни­ма­ние сно­ви­де­ний внёс Карл Юнг, зна­чи­тель­но рас­ши­рив и до­пол­нив их ар­хе­ти­пи­че­ским, ми­фо­ло­ги­че­ским и ду­хов­ным со­дер­жа­ни­ем. Раз­ме­же­вав­шись с клас­си­че­ским пси­хо­ана­ли­зом, ана­ли­ти­че­ская пси­хо­ло­гия Юн­га про­ли­ла но­вый, до­пол­ни­тель­ный свет на сущ­ность сно­ви­де­ний, да­же в чём-то пре­взой­дя в этом са­мо­го Фрей­да.

Тем не ме­нее, тео­ре­ти­че­ские кон­цеп­ции и пси­хо­ло­ги­че­ские мо­де­ли и Фрей­да, и Юн­га, и всех по­сле­дую­щих со­вре­мен­ных пси­хо­ана­ли­ти­ков са­ми ос­та­лись свое­об­раз­ны­ми ми­фа­ми, пло­хо (в стро­го на­уч­ном смыс­ле) под­даю­щи­ми­ся эм­пи­ри­че­ско­му под­твер­жде­нию и до­ка­за­тель­но­сти. Они да­ле­ко не в пол­ной ме­ре объ­яс­ни­ли и объ­яс­ня­ют все­об­щие прин­ци­пы ра­бо­ты пси­хи­ки и соз­на­ния. Од­на­ко по­доб­ные ми­фы-тео­рии, на­до при­знать, в оп­ре­де­лён­ных плос­ко­стях че­ло­ве­че­ско­го бы­тия всё же функ­цио­ни­ру­ют. Дав­но рас­кры­та и по­ка­за­на ущерб­ность тео­рии клас­си­че­ско­го пси­хо­ана­ли­за с его ак­цен­том на все­силь­ность и все­дей­ст­вен­ность ли­би­до (сек­су­аль­ной энер­гии че­ло­ве­ка), а так­же на кон­фликт­ность и бес­по­мощ­ность че­ло­ве­че­ско­го «Я», по­то­нув­ше­го в океа­не низ­ших ин­стинк­тов и стра­стей. Но ве­ли­чай­шая за­слу­га в при­ори­те­те изу­че­ния снов в пси­хо­ло­гии и пси­хо­те­ра­пии на­все­гда ос­та­нет­ся за от­ца­ми пси­хо­ана­ли­за.

Что же даль­ше? Пол­но­стью ли со­вре­мен­ные пси­хо­ана­ли­ти­че­ские тео­рии объ­яс­ни­ли при­чи­ны, зна­че­ние и фе­но­мен сно­ви­де­ний ин­ди­ви­да? Ко­неч­но же, нет!

Важ­ным со­бы­ти­ем в 1927 г. яви­лось на­уч­ное от­кры­тие Ган­са Бер­ге­ра, ко­то­рый по­ка­зал, что раз­ность элек­три­че­ских по­тен­циа­лов моз­га мо­жет быть из­ме­ре­на и за­пи­са­на в ви­де гра­фи­ка — эн­це­фа­ло­грам­мы. А в 1937 г. А. Лу­мис, Э. Хар­вей и Дж. Хо­барт впер­вые осу­ще­ст­ви­ли элек­тро­эн­це­фа­ло­гра­фи­че­ское опи­са­ние сна. Те­перь сон и сно­ви­де­ния мож­но бы­ло изу­чать ла­бо­ра­тор­но. Бы­ло вы­яв­ле­но пять фаз сна: 0 — дре­мо­та, 1 — лёг­кий сон, 2 — по­лу­глу­бо­кий сон, 3 и 4 — глу­бо­кий сон.

И толь­ко в 1953 г. Э. Азе­рин­ский и Н. Клейт­ман (учё­ные чи­каг­ско­го уни­вер­си­те­та) от­кры­ли глаз­ную ак­тив­ность во вре­мя сна, ко­то­рая кон­крет­но со­от­вет­ст­ву­ет фа­зе ноч­ных ви­де­ний. Та­ким об­ра­зом, поя­ви­лась воз­мож­ность бо­лее де­таль­но­го и на­уч­но­го изу­че­ния сно­ви­де­ний. Об­на­ру­жи­лась воз­мож­ность за­пи­си сле­дую­щих био­ло­ги­че­ских па­ра­мет­ров во вре­мя сна в ла­бо­ра­то­рии:

1)    дея­тель­но­сти го­лов­но­го моз­га (элек­тро­эн­це­фа­ло­гра­фия).

2)    глаз­ной под­виж­но­сти (элек­тро­оку­ло­гра­фия).

3)    мус­куль­ной дея­тель­но­сти (элек­тро­мио­гра­фия).

4)    сер­деч­ной дея­тель­но­сти (элек­тро­кар­дио­гра­фия).

5)    ды­ха­тель­но­го рит­ма (пнев­мо­гра­фия).

6)    пси­хо­галь­ва­ни­че­ско­го реф­лек­са.

Изу­чив и со­пос­та­вив эти по­ли­гра­фи­че­ские ря­ды, учё­ные У. Де­мент и Н.Клейт­ман в 1957 г. соз­да­ют клас­си­че­скую схе­му цик­лов сна.

 

 

Гля­дя на за­пи­сан­ные ЭЭГ нерв­ные им­пуль­сы го­лов­но­го моз­га, мы мо­жем от­чёт­ли­во уви­деть две раз­лич­ные фа­зы моз­го­вой дея­тель­но­сти, про­ис­хо­дя­щей во вре­мя сна:

Пе­ри­од ББДГ – сон без бы­ст­рых дви­же­ний глаз, или ор­то­док­саль­ный, глу­бо­кий, пас­сив­ный.

И пе­ри­од БДГ – сон с бы­ст­рым дви­же­ни­ем глаз, или па­ра­док­саль­ный, не­глу­бо­кий, ак­тив­ный.

Во вре­мя сна ББДГ ды­ха­ние ста­но­вит­ся за­мед­лен­ным, кро­вя­ное дав­ле­ние сни­жа­ет­ся, про­ис­хо­дит рас­слаб­ле­ние мус­ку­ла­ту­ры и поч­ти от­сут­ст­ву­ют дви­же­ния те­ла. В глу­бо­ких фа­зах сна ББДГ (3 и 4), из­вест­ных как «фа­зы дель­та-сна», моз­го­вая ак­тив­ность ре­ги­ст­ри­ру­ет­ся боль­ши­ми, плав­ны­ми, мед­лен­ны­ми ко­ле­ба­ния­ми.

Бы­ст­рый (па­ра­док­саль­ный, БДГ — бы­ст­ро дви­гаю­щих глаз) сон длит­ся от 5 до 45 мин. и со­став­ля­ет 20-25 % об­щей про­дол­жи­тель­но­сти сна. Эта фа­за ха­рак­те­ри­зу­ет­ся по­яв­ле­ни­ем на ЭЭГ бы­ст­рых низ­ко­ам­пли­туд­ных рит­мов и по этим про­яв­ле­ни­ям сход­на с пер­вой ста­ди­ей мед­лен­но­го сна и да­же с ак­тив­ным бодр­ст­во­ва­ни­ем! Бы­ст­рые рит­мы мо­гут че­ре­до­вать­ся с низ­ко­ам­пли­туд­ны­ми мед­лен­ны­ми и ко­рот­ки­ми вспыш­ка­ми аль­фа-рит­ма.

Во вре­мя бы­ст­ро­го сна на­блю­да­ет­ся сле­дую­щая кар­ти­на: на­ши гла­за слов­но сле­дят за бы­ст­ро дви­гаю­щим­ся пред­ме­том или оки­ды­ва­ют взгля­дом тол­пу, вы­ис­ки­вая нуж­но­го че­ло­ве­ка. Про­ис­хо­дит прак­ти­че­ски пол­ное уг­не­те­ние то­ну­са мышц диа­фраг­мы рта и рез­кое уг­не­те­ние спин­но­моз­го­вых реф­лек­сов. В то же вре­мя моз­го­вой кро­во­ток уси­ли­ва­ет­ся, про­ис­хо­дят мы­шеч­ные по­дёр­ги­ва­ния, из­ме­не­ние час­то­ты сер­деч­но­го рит­ма и ды­ха­ния с тен­ден­ци­ей к уве­ли­че­нию, эпи­зо­ди­че­ские подъ­ё­мы ар­те­ри­аль­но­го дав­ле­ния, эрек­ция по­ло­во­го чле­на у муж­чин и кли­то­ра у жен­щин. Раз­бу­жен­ные во вре­мя па­ра­док­саль­но­го сна лю­ди рас­ска­зы­ва­ют свои сно­ви­де­ния в бо­лее чем 70  слу­ча­ев из 100.

Пе­рио­ды сна ББДГ и БДГ сле­ду­ют один за дру­гим, со­став­ляя цик­лы сна. Ка­ж­дый цикл со­сто­ит из пе­рио­да про­дол­жи­тель­но­стью от 60 до 90 ми­нут сна ББДГ, про­хо­дя­ще­го че­рез че­ты­ре фа­зы, и бо­лее ко­рот­ко­го пе­рио­да сна БДГ. В кон­це пе­рио­да сна БДГ цикл сна за­вер­ша­ет­ся; на­сту­па­ет ко­рот­кий про­ме­жу­ток «про­бу­ж­де­ния», во вре­мя ко­то­ро­го спя­щий че­ло­век мо­жет из­ме­нить по­ло­же­ние те­ла, при­от­крыв гла­за (этот фраг­мент, ча­ще все­го, не пом­нит­ся со­всем). За­тем на­чи­на­ет­ся но­вый пе­ри­од цик­ла сна. Обыч­но за ночь сно­ви­дец про­хо­дит от че­ты­рёх до шес­ти цик­лов, при­чём сон ББДГ за­ни­ма­ет при­мер­но 80% об­щей про­дол­жи­тель­но­сти сна.

В ка­ж­дом цик­ле, од­на­ко, про­дол­жи­тель­ность вре­ме­ни пе­рио­дов сна ББДГ и сна БДГ ме­ня­ет­ся. На схе­ме по­ка­за­но, как по­сле­дую­щие цик­лы вклю­ча­ют ме­нее про­дол­жи­тель­ные пе­рио­ды сна ББДГ и бо­лее про­дол­жи­тель­ные пе­рио­ды сна БДГ.

 

Та­ким об­ра­зом, хо­тя наш пер­вый пе­ри­од сна с бы­ст­рым дви­же­ни­ем глаз со­став­ля­ет при­мер­но 5 мин., сле­дую­щий длит­ся уже 10, а за ним  по­сле­ду­ет пе­ри­од в 15 ми­нут. По­след­ний пе­ри­од сна БДГ мо­жет длить­ся от 30 до 60 ми­нут.

Схе­ма по­сле­до­ва­тель­но­сти про­хо­ж­де­ния че­рез цикл сна че­ты­рёх фаз сна ББДГ и пе­рио­да сна БДГ пред­став­ля­ет со­бой та­кой ал­го­ритм:

 пе­ри­од сна ББДГ  0 – 1 – 2 – 3 – 4 – 3 – 2 — сон БДГ – 2 – 3 – 4…

При­чём ка­ж­дая фа­за сна ну­ж­да­ет­ся в сво­ей реа­ли­за­ции при пол­но­цен­ном сне сред­ней про­дол­жи­тель­но­стью во­семь ча­сов. В слу­чае не­до­бо­ра или со­кра­ще­ния лю­бой из фаз (под воз­дей­ст­ви­ем  сно­твор­ных, нар­ко­ти­ков, ал­ко­го­ля, или в ре­зуль­та­те  преж­де­вре­мен­ных про­бу­ж­де­ний и об­ще­го не­до­сы­па­ния) не­реа­ли­зо­ван­ный пе­ри­од стре­мит­ся к сво­ему вос­ста­нов­ле­нию во вре­ме­ни в по­сле­дую­щую и бли­жай­шую ночь.

Бы­ло про­ве­де­но боль­шое ко­ли­че­ст­во ла­бо­ра­тор­ных ис­сле­до­ва­ний сна. Но в свя­зи с об­щим за­мыс­лом и на­прав­лен­но­стью кни­ги сра­зу от­ме­тим, что с ду­хов­ной точ­ки зре­ния та­кой на­уч­ный под­ход не пред­став­ля­ет со­бой ни ка­кой по­зна­ва­тель­ной цен­но­сти.

И хо­тя та­кие ис­сле­до­ва­ния зна­чи­тель­но про­дви­ну­ли нау­ку в по­ни­ма­нии воз­ник­но­ве­ния и про­хо­ж­де­ния сно­ви­де­ний, по-на­стоя­ще­му они не при­ве­ли к серь­ёз­но­му от­кры­тию их при­ро­ды и ро­ли в жиз­ни че­ло­ве­ка и не да­ли ис­чер­пы­ваю­щих объ­яс­не­ний.

По­доб­ная си­туа­ция со­хра­ня­ет­ся и на со­вре­мен­ном эта­пе. Все но­вые соз­дан­ные тео­рии сно­ви­де­ний яв­ля­ют­ся про­из­вод­ны­ми все­го лишь от двух фун­да­мен­таль­ных на­уч­но-по­зна­ва­тель­ных под­хо­дов — пси­хо­ана­ли­ти­че­ско­го и фи­зио­ло­ги­че­ско­го. Все со­вре­мен­ные тео­рии сна прин­ци­пи­аль­но не пре­вос­хо­дят ге­ния Пав­ло­ва и Фрей­да-Юн­га.

При­ве­дём ито­го­вые оче­вид­ные вы­ска­зы­ва­ния раз­лич­ных спе­циа­ли­стов-ис­сле­до­ва­те­лей в об­лас­ти сна, ко­то­рые ак­ту­аль­ны и по сей день:

 

«Сон и его по­мощ­ник сно­ви­де­ние так и не от­кры­ли нам сво­их тайн. Нам по­тре­бу­ет­ся на­вер­ня­ка го­ды и го­ды ис­сле­до­ва­ний для то­го, что­бы по­нять их точ­ное зна­че­ние и уз­нать ка­ко­вы от­но­ше­ния ме­ж­ду ни­ми»

(Хофф­ман ля Рош)

«За ис­клю­че­ни­ем ги­по­тез не су­ще­ст­ву­ет ни­ка­ких до­ка­за­тельств, ни­ка­ких экс­пе­ри­мен­таль­ных дан­ных, ни­ка­ких точ­ных зна­ний в ко­неч­ной ин­стан­ции, до­ка­зы­ваю­щих, по­че­му мы спим и по­че­му мы ви­дим сны»

   (Бер­ти­ни)

«До сих пор нам ещё труд­но от­ве­тить на во­прос: по­че­му мы спим? По­че­му мы ви­дим сны?»

(П. Пас­су­ан)

«До се­го­дняш­не­го дня у нас нет яс­ных мыс­лей от­но­си­тель­но той ре­аль­ной функ­ции, ко­то­рую вы­пол­ня­ет сон в на­шем ор­га­низ­ме, и мы в рав­ной ме­ре не зна­ем ни­че­го, что ка­са­ет­ся функ­ций сно­ви­де­ний»

(Х. Шульц)

«В сво­их экс­пе­ри­мен­тах мы бы­ли не­сколь­ко слиш­ком при­бли­зи­тель­ны… Та­ким об­ра­зом, сон так и не от­крыл нам тай­ны сво­их функ­ций и, ве­ро­ят­но, не от­кро­ет их ещё дол­го»

(М. Жу­вэ)

 Источник: «Психология Сновидений» 

Эзотерика читать

Подписка на новости

Введите ваш e-mail

Сервис от FeedBurner


banner
Эзотерика для начинающих

Кто и зачем может учиться магии? Магия наука, искусство или религия?

 

Беседы о Магии проводятся каждый четверг в 22-30.

Вход здесь

Смотрите записи
Бесед о Магии

Здесь

Талисманы и артефакты

Талисманы и артефакты

Каждый четверг в Европейской школе магии "Sphinx Vision" открытые беседы о Магии.

Вход здесь

Copyright © 2015. All Rights Reserved.