Канал магии и эзотерики
Эзотерика для начинающих

Теория перехода в 5 измерение

 

Основы живого питания

Статистика сайта


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Flag Counter

195085592

Архетип (древнегреч. «первообраз») – образец, первообраз; в психологии и оккультизме этот термин означает шаблон, по которому строится восприятие некоторого класса объектов, явлений и процессов, а также шаблон инстинктивного поведения. Например, Анима, Анимус, Тень, Самость; архетипы учителя, матери (и Великой Матери), ребенка, старца, архетип человека, архетип бога; архетипы вершины (в прямом и переносном смыслах), дерева, пустыни, моря, болота; архетипы рождения и смерти, архетип круговращения; архетипы страсти, борьбы, лени и т.д. То есть архетип в указанном смысле есть первичная основа всех классификаций, проводимых человеческим бессознательным.

По мнению К. Г. Юнга, архетипы являются «психическими аспектами структуры мозга». Они формируют инстинктивные предубеждения и в то же время представляют собой действенные механизмы инстинктивного приспособления к миру. Наряду с инстинктами архетипы являются врожденными психическими структурами, лежащими в глубинах коллективного бессознательного и составляющими основу общечеловеческой символики. На базе архетипов коллективного бессознательного формируются мифы.

В отличие от генетически обусловленных наследственных качеств, архетипы несколько видоизменяются в зависимости от культурных условий, а новый архетип может, в принципе, сформироваться на протяжении нескольких десятков поколений, – во многом благодаря литературе («рыцарь без страха и упрека», «Дон Кихот», поэт, рассеянный ученый и т.п.). То есть архетипы динамичнее инстинктов, и в общей структуре психики они расположены ближе к области осознания.

Наряду с архетипами коллективного бессознательного, представленными в форме символов и мифов, существуют так называемые высшие архетипы, лежащие в основе формирования наиболее абстрактных, отвлеченных понятий и классификаций. Таковы архетипы чисел натурального ряда: единицы, двойки, тройки и т.д., архетип единства, архетип противоположностей (мужское и женское, правда и ложь, инь и ян), архетип диалектической триады, архетип времени и др.

Будучи шаблоном восприятия, архетип определяется не содержанием, а формой. Сам по себе он пуст, бессодержателен, но обладает потенциальной возможностью наполняться тем или иным конкретным содержанием, соответствующим данной форме.

Архетип обладает энергией, выходящей за рамки индивидуальной психической энергии человека и коренящейся в коллективном бессознательном. Активное включение того или иного архетипа в психике человека подключает его к общечеловеческим энергетическим ресурсам.

ВЫСШИЕ АРХЕТИПЫ

Высшие архетипы – это наиболее абстрактные базовые структуры человеческого разума, на основе и посредством которых человек воспринимает, познает, интерпретирует и описывает познаваемую Вселенную в ее статике и динамике.

Точно так же, как в основе любой научной рациональной теории лежит внутренне непротиворечивая система постулатов, которые нельзя ни логически доказать, ни логически опровергнуть, так и в основе человеческого восприятия и рационального мышления лежит система Высших архетипов – базовая матрица нашего сознания. Благодаря им человек имеет возможность базового ориентирования в пространственно-временном континууме, социальном динамическом пространстве и собственной психике. Высшие архетипы обеспечивают первичное структурирование и кодировку поступающей от органов чувств «сырой» информации для ее дальнейшей обработки рациональным умом и/или бессознательными механизмами психики.0776039e71age010.jpg

В то же время, система Высших архетипов определяет и принципиальные ограничения, присущие восприятию и разуму человека.

Для нас сейчас не имеет значения, являются ли Высшие архетипы врожденными и генетически наследуемыми структурами или они формируются в первые месяцы жизни ребенка. (Скорее всего, имеет место и то, и другое.) Важно, что всё, не подпадающее под схему Высших архетипов, не воспринимается и не осознается нашей психикой и нашим умом. Высшие архетипы задают базовую структуру познаваемой Вселенной. Вне Высших архетипов лежит огромная область непознаваемого.

Во всех прикладных задачах Высшие архетипы можно считать наиболее общими принципами функционирования познаваемой Вселенной. По аналогии с «физической реальностью» (физическим миром, снабженным математическими формулами, описывающими законы его функционирования, – термин, предложенный Альбертом Эйнштейном) познаваемую Вселенную совместно с системой Высших архетипов, описывающих способ ее функционирования, можно было бы назвать «психической реальностью».

В силу своей абстрактной природы Высшие архетипы имеют тесную внутреннюю связь с числами и их нумерологическими свойствами, то есть с Каббалой, а также с простейшими геометрическими фигурами: точкой, окружностью, треугольником, квадратом, крестом, спиралью.

Высшие архетипы тщательно и всесторонне разобраны в трудах выдающегося оккультиста и философа современности Авессалома Подводного, в частности, в его одноименном трактате. Архетипические свойства чисел исследуются в его книге «Каббала чисел».

Высшие архетипы соотносятся с наиболее абстрактными категориями космогонии – метафизического учения об устройстве Вселенной, о том, как мир рождается, существует, умирает или переходит в новое состояние. Разные религиозно-философские учения порождали различные космогонические системы, отличающиеся друг от друга символикой, терминологией, уровнем сложности и абстракции, но во всех можно найти общий, универсальный костяк, образованный Высшими архетипами.

Наиболее абстрактный Высший архетип, действующий в проявленном мире, есть архетип Единого, Абсолюта, который соотносится с единицей, порождающей все прочие числа натурального ряда, и математической точкой, порождающей все геометрические фигуры. (Архетип «нуля» не относится к шаблонам и символам проявленной Вселенной, хотя и рассматривается в таких философских системах, как Каббала.)

Начиная с двойки, Высшие архетипы не существуют поодиночке: они проявляются родственными группами, составляющими единое целое, как семья и ее члены. Каждая такая «семейная» группа представляет собой, в терминологии Авессалома Подводного, универсальный архетип, а входящие в группу отдельные представители («родственники») – частные архетипы.

Универсальный архетип определяет некий тип отношений или абстрактный сюжет, а составляющие его частные архетипы – различные модальности или роли. С точки зрения познания, универсальный архетип задает определенный угол зрения, ракурс, под которым мы смотрим на мир в целом или на какое-либо отдельное явление, а множество частных архетипов представляет весь спектр возможностей, осуществимых в данном ракурсе. Таким образом, универсальный архетип задает способ восприятия и интерпретации мира. Человек смотрит на мир и общается с ним сквозь призму универсальных архетипов; от того, какие частные архетипы «включены» у него в настоящий момент, зависит, как он видит и объясняет мироздание, или, говоря словами Карлоса Кастанеды, как он «собирает» мир.

Остановимся подробнее на некоторых важнейших универсальных архетипах, в основном следуя трактату А. Подводного «Высшие архетипы».

Холистический архетип. Этот универсальный архетип состоит из двух частных архетипов: глобального и локального, – и соответствует двойке. Он выражает дуализм (диалектику) общего и частного.

Глобальному архетипу соответствует взгляд на объект в целом, когда он рассматривается как единая замкнутая система, существующая изолированно от внешнего мира. Глобальный архетип выделяет определенный, обладающий собственной структурой фрагмент из окружающей среды (фона) и рассматривает его как единое целое.

Подходящая метафора – лес. Другая хорошая метафора – целостный живой организм.

Локальный архетип рассматривает объект как выделенную часть (фрагмент) некоторого целого, с другими частями (фрагментами) которого он связан различными связями. При этом выделенный фрагмент помещается в фокус внимания, а целое видится расплывчато, как бы в тумане.

Подходящие метафоры: дерево в лесу («за деревьями не видно леса») и клетка в живом организме.

Таким образом, глобальный и локальный взгляды на объект взаимно дополняют друг друга: глобальный взгляд означает рассмотрение объекта в целом, когда все детали и частности отступают на задний план, локальный же взгляд фиксирует одну из деталей (элементов, частей) данного объекта, изучает ее особенности, рассматривает ее сопряжения с другими деталями в рамках целого.

Диадический архетип. Этот универсальный архетип, также соответствующий двойке, составлен из пары уравновешивающих друг друга, полярных противоположностей, вместе составляющих неразрывное целое: инь и ян в китайской традиции, материя и дух в философской традиции Европы, содержание и форма, мужское и женское начала и т.д. – пары частных архетипов, которые могут быть названы инь и ян.

Янский (мужской) частный архетип описывается как активный, действующий, стимулирующий, творящий, воплощающийся; иньский (женский) частный архетип предстает как инертный, пассивный, реактивный (реагирующий на действие), восприимчивый, подвергающийся воздействию, как материал для творения (воплощения).

Ян воздействует, а инь подвергается воздействию; все, что может быть отнесено к атрибутам воздействия: замысел, энергия, инструменты, – суть янские атрибуты, а все, что относится к объекту воздействия: его качества, способы и аспекты реагирования, – суть атрибуты иньские.

Динамический архетип. Этот универсальный архетип включает в себя три частных архетипа, соответствующие трем фазам существования любого объекта: творению, осуществлению и растворению. Он теснейшим образом связан с категорией времени.

Архетип (фаза) творения соответствует периоду, когда объект возникает в окружающей среде; он строится, создается, берет авансы, проходит первоначальные испытания; на этом этапе ставится его кармическая задача.

Архетип (фаза) осуществления соответствует периоду жизни объекта, когда он находится в динамическом балансе с окружающей средой, полноценно участвует в предусмотренном во внешнем мире «разделении труда», берет небольшие «кредиты» и оперативно за них расплачивается, – и выполняет в целом свою кармическую задачу.

Архетип (фаза) растворения соответствует периоду разрушения и утилизации объекта; здесь он перестает выполнять свойственные ему на фазе осуществления функции, утрачивает баланс с окружающей средой, становясь ее жертвой и пищей, расплачивается по долговременным обязательствам, взятым еще на фазе творения, и завершает свою кармическую задачу, доделывая то, что было упущено на фазе осуществления. Здесь подводятся итоги.

Время – это универсальный архетип, посредством которого мы воспринимаем и описываем процессы в их динамике. Соответствующие частные архетипы – прошлое, настоящее и будущее. Можно жить прошлым, можно – «здесь и сейчас», а можно жить будущим. В чистом виде это – крайности, которые не сулят ничего путного.

Диалектический архетип. Он соответствует гегелевской триаде: тезис-антитезис-синтез; причем частные архетипы «тезис» и «антитезис» выражают непримиримое и неустранимое противоречие, представляя собой противоположности, присутствующие в рассматриваемом объекте (системе или процессе), а «синтез» выходит за пределы данного объекта, превосходя и включая в себя обе указанные противоположности. Диалектический архетип часто представляется в форме спирали. (В терминах Кибалиона синтез называется парадоксом.)552627b9d

Примером проявления диалектического архетипа в чистом виде служит, в частности, идеальная модель смены поколений: пара родителей производит на свет ребенка, который, вбирая в себя лучшее, преодолевает ограничения и противоречия родительской семьи.

Архетип четырех элементов. Этот универсальный архетип, связанный с четверкой, крестом и квадратом, а также с категорией трехмерного пространства, уравновешивает составляющие его четыре частных архетипа, которые могут быть соотнесены с четырьмя элементами стихий: Огнем, Водой, Воздухом и Землей. Он выражает идею стабильности, динамического равновесия. Издревле этот универсальный архетип связывался со сторонами света и «розой ветров». В приложении к психологии четыре элемента соответствуют четырем типам темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. В Каббале архетип четырех элементов сопоставлен с десятой сфирой Малкут, а также, в некоторой степени, с системой четырех миров: Ацилут, Йецира, Брия и Асия. Понятно, что архетип четырех элементов – это излюбленный архетип алхимиков и магов.

Равновесие элементов не достигается само собою: уравновешивающей силой является высший пятый элемент – Дух, выходящий за пределы четверки. Так возникает универсальный архетип пентаграммы. (В трехмерном пространстве пентаграмме соответствует пирамида с квадратным основанием.)

Мы могли бы двигаться и дальше по числовому ряду и последовательности многоугольников, однако подобное «путешествие» уместно будет рассмотреть не здесь, а в статьях о ритуальной и талисманной магии.

В заключение укажем, что Закон аналогии и Принцип причинности (универсальный Закон Кармы) также следует отнести к Высшим архетипам. Эти Высшие архетипы не имеют прямой связи с числами и геометрическими фигурами

 

Автор статьи: Алексей Рябов

Подписка на новости

Введите ваш e-mail

Сервис от FeedBurner


banner
Эзотерика для начинающих

Кто и зачем может учиться магии? Магия наука, искусство или религия?

 

Беседы о Магии проводятся каждый четверг в 22-30.

Вход здесь

Смотрите записи
Бесед о Магии

Здесь

Сознание и подсознание

Сознание и подсознание. Управление и усложнение.

Талисманы и артефакты

Талисманы и артефакты

Каждый четверг в Европейской школе магии "Sphinx Vision" открытые беседы о Магии.

Вход здесь

Copyright © 2015. All Rights Reserved.